Картотека подвижных игр для детей раннего возраста

Картотека

 подвижных игр для детей

 раннего возраста. 

 

«Мишка косолапый»

Цель: учить действовать согласно словам текста; имитировать движения    медведя.

Мишка косолапый (идем, переваливаясь с ноги на ногу)

По лесу идет.

Шишки собирает, (собираем с пола воображаемые шишки)

 Песенки поет

Вдруг упала шишка -                              

Прямо мишке в лоб! (хлопаем себя рукой по лбу)

Мишка рассердился

И ногою - топ! (топаем ножкой)

«По ровненькой дорожке»

Цель: формируем умение выполнять движения в соответствии с текстом     (ходьба, прыжки, приседания).

Дети, свободно группируясь, идут вместе с воспитателем. Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст, дети выполняют движения согласно тексту:

По ровненькой дорожке,         П

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз – два, раз – два.

По камешкам, по камешкам, (2раза)       

В ямку – бух!  (дети садятся на пол)      

После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Устали наши ножки, устали наши ножки,

Вот наш дом – здесь мы живём.

По окончании текста дети бегут в «дом» - заранее обусловленное место за кустом, под деревом и т.п.

«Мы топаем ногами»

Цель: Развивать координацию движений. Формировать умение действовать в    соответствии с текстом игры.

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем.
(Берут друг друга за руки.)
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
По сигналу взрослого «Стой!» малыш должен остановиться.

«Где же наши ручки?»

Цель: Стимулировать двигательную активность детей. Закреплять названия частей тела.

У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои?
        (руки за спиной)

Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
        (показывают руки)

У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои?
         (уши закрывают ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
       (показывают уши)

У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои?
      (глаза закрывают ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
       (убирают ладошки от глаз)

«Снежки»

Цель: Упражнять детей в метании мешочков в горизонтальную цель правой и левой рукой. Формировать умение энергично выполнять бросок. Развивать координацию движений.

Педагог предлагает детям поиграть в снежки:

 «Смять большой лист бумаги получился снежок,

а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».

«Вот как мы умеем»

Цель: Формируем умение выполнять движения под музыку, подпевать. Развивать у детей чувство ритма, интерес к музыкально – художественной деятельности. Поддерживать у детей хорошее настроение.

Зашагали ножки — топ, топ, топ!

Прямо по дорожке — топ, топ, топ.

Ну-ка, веселей — топ, топ, топ.

Вот как мы умеем — топ, топ, топ.

Зашагали ножки — топ, топ, топ!

Прямо по дорожке — топ, топ, топ.

Топают сапожки — топ, топ, топ.

Это наши ножки — топ, топ, топ

«Снежинки и ветер»

Цель: Развивать воображения детей, внимательность. Формируем умение играть в коллективе.

Воспитатель произносит слова:

А сейчас я посмотрю:

Кто умеет веселиться,

Кто мороза не боится.

Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра, а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок. Дети прячутся (присаживаются), когда воспитатель прекращает дуть.

«Волшебник  Дед Мороз»

Цель: Формируем умение  выполнять движения по образцу, реагировать на сигнал. Удерживать определенное положение тела в соответствии с заданием водящего, изображая что – либо или кого –либо.

Спит у ёлки дед Мороз (руки под щёчку),

В рукавицу спрятал нос (прикрыть ладошкой нос).

Надо деда разбудить,

Всем в ладошки звонко бить (хлопки ладошками громко),

И ногами постучать (топать ногами),

Дед Мороз, пора вставать.

Дед Мороз просыпается и вместе с детьми танцует (приседания), бегает.

«Мороз Красный нос»

Цель: Развивать умения выполнять характерные движения. Упражнять детей в беге.

Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:

Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики! (Дети идут навстречу воспитателю.)

- Заморожу! Заморожу!  (Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». )

Дети разбегаются.

«Снег идёт»

Цель: Формируем умение соотносить собственные действия с действиями участников игры. Упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо, падает, ложится.

Дети бегают по кругу, кружатся.

«Птички летают»

Цель: Развивать координацию движений, ориентацию в пространстве. Упражнять в беге.

Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – по одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнёздышек, ищут зёрнышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, «летают» (бегают, размахивая руками – «крыльями»), приседают, «клюют» зёрнышки (стучат пальчиками по земле). Со словами воспитателя: «Дождик пошёл! Все птички спрятались в гнёздышки!» - дети бегут на свои места. Перед игрой воспитатель должен приготовить невысокие скамеечки или такое количество кубиков, брусков, чтобы хватило всем желающим играть. Расположить их надо в одной стороне площадки на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы дети не толкались и могли свободно занять свои места. Нужно показать детям, как мягко спрыгивать, помочь им подняться на возвышение после бега. При повторении игры сигнал можно давать одним словом: «Солнышко!» или «Дождик!» Дети должны знать, по какому сигналу что нужно делать.

«Зайцы и волк»

Цель: Приучать детей внимательно слушать воспитателя. Выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Зайки скачут: скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идет ли волк?
Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

«Карусели»

Цель: Развивать у детей равновесие в движении, навык бега. Повышать эмоциональный тонус. Выполнять движения в соответствии с текстом.

Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

«Попади в цель»

Цель: Упражнять детей в метании мешочков в горизонтальную цель правой и левой рукой.

Формировать умение энергично выполнять бросок.

Развивать координацию движений.

Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на полу, диаметр 1—1,5 м). В руках у детей мешочки с песком. По сигналу воспитателя «Бросай!» все дети бросают мешочки в круг. Затем воспитатель говорит: «Поднимите мешочки». Дети поднимают мешочки и становятся на место.

Указания. Мешочек надо бросать обеими руками.

«Вороны и собачка»

Цель: Формируем умение подражать движениям и звукам птиц. Бегать, не мешая друг другу. Совершенствовать основные виды движений.

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны:

Кар! Кар, Кар»- дети прыгают, издают звукоподражание.

«Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала:

Ав! Ав! Ав!- дети разбегаются в разные стороны.

Хоровод»

Цель: Формируем умение водить хоровод. Упражняем  в приседании.

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

«Найди флажок»

Цель: Формируем умение ориентироваться в пространстве, выполнять просьбу взрослого.

Дети (6—8 человек) сидят на стульях или на траве. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей) в разных местах.

«Пора искать флажки! » — говорит воспитатель. Дети открывают глаза и идут искать. Тот, кто находит, возвращается на свое место. Когда все дети найдут флажки, они встают друг за другом и идут вдоль площадки. Впереди колонны идет тот, кто первым нашел флажок. По сигналу «на места! » дети садятся на стулья, и игра начинается снова.

Указание к игре. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок. Хорошо проводить эту игру в лесу, на полянке: можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями.

«Кошки и котята»

Цель: Формируем умение, по-разному выполнять движения (легкий бег, прыжки на двух ногах), имитировать кошку и котят.

«Кошка Мурка крепко спит,

На котяток не глядит.

Кошку Мурку не будите,

За ней внимательно следите».  (Дети бегают по залу в разных направлениях.)

«Кошка глазки открывает

И котяток догоняет».  (По сигналу воспитателя, дети бегут от кошки в свои домики.) 

Пузырь»

Цель: Формируем умение становиться в круг, делать его то шире, то уже. Приучаем согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу.

Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!», тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!»

Можно также предложить детям после слов: «Лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук: «Ш-ш-ш» (воздух выходит).

Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

«Догони меня»

Цель: Формируем умение быстро действовать по сигналу, ориентироваться  в пространстве. Развиваем  ловкость.

Дети сидят на стульях на одной стороне площадки.

«Догоните меня!» - предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки.

Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать.

Затем воспитатель говорит «догоните меня!», и бежит в противоположную сторону.

Дети снова его догоняют.

После двух раз дети садятся на стулья и отдыхают, затем продолжают игру.

«Птички в гнездышках»

Цель: Формируем умение правильно выполнять игровые действия. Совершенствовать выполнение основных видов движений.

С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч.

Игра повторяется.

«Лягушки»

Цель: Стимулировать двигательную активность детей. Упражнять в прыжках на двух ногах, имитировать движения лягушат.

На середине площадки или зала воспитатель раскладывает толстый шнур в форме круга. дети стоят за кругом. Воспитатель говорит:

«Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Ква-ква, ква-ква-ква!

Скачет, вытянувши ножки».

Дети, повернувшись друг за другом, подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед по кругу. По окончании четверостишья воспитатель хлопает в ладоши — пугает лягушек; малыши перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки лягушки прыгают в болото. Игра повторяется 2—3 раза.

«Воробушки и кот»

Цель: Формируем умение мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях. Бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать. Находить свое место. Приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкаясь.

Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

«Лиса и зайцы»

Цель: Способствовать совершенствованию беговых движений. Имитировать движения лисы и зайца. Примерять на себя определённую роль.

На лесной лужайке разбегались зайки. Вот какие зайки, зайки-побегайки. (Прыгают.) Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок. Вот какие лапки, лапки-царапки. (Сидят, делают движения руками, прячутся.) Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка.

Ребёнок ищет зайцев и поет: «Где же, где же зайки? Зайки-побегайки? Ах, вот вы где!» (Догоняет.)

«Гуси-гуси»

Цель: Развивать у детей координацию движений, быстроту реакции.  Формировать умение играть в команде.

Гуси, гуси!           — Га-га-га!
— Есть хотите?        — Да, да, да!
— Ну летите же домой!        — Серый волк под горой, не пускает нас домой.
— Что он делает?             — Зубы точит, нас съесть хочет.
— Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси растопыривают руки-крылья и летят домой в гусятник, а волк рычит и пытается их поймать. Пойманные гуси из игры выбывают, и игра продолжается. Побеждают те, кто ни разу не попался в лапы волку.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: Формировать умение  подпрыгивать на двух ногах. Внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами:

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.

«Мыши и кот»

Цель: Приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга. Ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Дети – мышки сидят в норках, которые определены геометрической формой (круг, квадрат, треугольник).

Кот Васька (взрослый) прогуливается перед ними, нюхает, мяукает.

Воспитатель:

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А бежит стрелой,

А бежит стрелой!

Кот Васька бежит и садится на стул в конце групповой комнаты.

Воспитатель:

Глазки закрываются,

Спит иль, притворяется?

Зубы у кота

Острая игла.

Воспитатель подходит к коту смотрит спит ли он, приглашает мышек погулять. Дети подбегают к стулу, на котором сидит кот, и гладят его.

Воспитатель:

Только мыши заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Всех поймает он!

Мыши убегают в свою норку, а кот догоняет их.

 

 

 

 

 

Социально-значимый проект "Очистим планету от мусора"

Социально-значимый экологический проект 

«Очистим планету от мусора»

 

Актуальность:

       Проблема загрязнения окружающей среды и распределения мусора является актуальной в условиях обострения глобальных проблем современности. В настоящее время уровень загрязненности нашей планеты стремительно растет, что может привести к необратимым последствиям. Но мы в силах изменить эту ситуацию. Возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде. Использовать нетрадиционные игровые методы эколого-ориентированного характера для активизации обучения дошкольников, с целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью.

 

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Участники проекта: воспитанники всех групп, родители, педагоги.

Длительность проекта: краткосрочный (с 25.09.23г. по 29.09.23г.)

 

Цель: повышение экологической грамотности дошкольников через знакомство с принципами раздельного сбора и возможностью их вторичного использования.

 

Задачи:

- привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.

-учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.

-дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах;

- систематизировать знания детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых отходов;

- развивать экологическую культуру;

- продолжать формировать умение детей обобщать, делать выводы.

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

1 этап - Подготовительный.

 

     Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта. Разработка плана реализации проекта. Подбор методической и художественно-экологической детской литературы, иллюстрационного материала, дидактических игр.

 

2 этап - Основной.

 

-Работа с детьми.

-Совместная деятельность педагога с детьми

-Взаимодействие с родителями

 

Понедельник

 

1. Беседа с детьми «Как и куда люди выбрасывают мусор».

2. Рассматривание иллюстраций по сортировки мусора.

3. Дидактическая игра «Что лишнее?».

4. Чтение А. Усачев «Мусорная фантазия».

 

Цель: Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.

Задачи: Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду; повышение уровня экологической культуры и информационности о проблеме обращения с отходами;

научить выявлять общие признаки предметов, закреплять знания о видах материалов, развивать внимательность; учить детей слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку.

 

Размещение информации на стенде.

 

Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье».

 

Вторник

 

1. Беседа «Виды бумаги».

2. Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно».

3. Просмотр мультфильма «Маленькое большое море» (смешарики).

4. Чтение А. Лопатина «Почему у Земли платье зеленое».

 

Цель: Расширять представление детей о бумаге, её свойствах.

Задачи: учить обследовать предметы и делать выводы; способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены; продолжать учить детей вести беседу об увиденном мультфильме; формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки; развивать связную речь, учить использовать образные выражения.

 

Предложить родителям прочитать детям книги об охране природы, посмотреть мультфильмы по данной теме

 

Среда

 

1. Беседа «Польза и вред батарейки».

2. Опытно – экспериментальная деятельность «Свойства воздуха».

3. С/р игра «Поход на лесную полянку».

4. Чтение сказки Арина Кривощёкова «Нет места мусору».

 

Цель: Формирование знаний детей о пользе и вреде батареек.

 

Задачи: расширять представление детей о свойствах воздуха; развивать умение устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы на основе эксперимента; учить детей применять в игре полученные знания; познакомить детей со сказкой; учить осмысливать идею сказки; обогащать словарный запас детей.

 

Четверг

 

1. Беседа «О том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше».

2. Экспериментальная деятельность «Что произойдет с коркой апельсина в земле».

3. Чтение М. Крюков «Не надо мусорить в лесу».

4. Просмотр мультфильма «Жила-была река».

 

Цель: Расширять представления детей о вторичном использовании бытовых отходов.

Задачи: закреплять умение разумно использовать различные материалы; развивать интерес к эксперименту; развивать способность делать выводы в ходе опыта; продолжать знакомить детей с литературными жанрами, учить слушать стихотворение, понимать смысл прочитанного; продолжать учить детей вести беседу об увиденном мультфильме.

 

Советы родителям: «Что можно сделать в домашних условиях из старой бумаги"

 

Пятница

 

1. Беседа с детьми «Помогите природе».

2. Игры с крупным строительным материалом «Завод по переработке мусора».

3. Чтение экологической сказки «Нет места мусору»

4. Изготовление воспитателями запрещающих знаков

    «Берегите природу!»

 

Цель: Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности.

Задачи: создавать условия для развития конструктивной деятельности. Закреплять умение анализировать свою постройку; познакомить детей со сказкой; учить осмысливать идею сказки; обогащать словарный запас детей; способствовать воспитанию экологической культуры.

 

3 этап – заключительный

 

-Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье».

 

Цель: Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять; повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений; учить родителей на личном примере относится к природе бережно, охранять и защищать ее.

 

Трудовой десант: «Соберем мусор на участке детского сада».

 

Вывод:

В результате проектной деятельности, мы пришли к выводу, что

мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т. п.) или использовать в качестве вторсырья.

Помните: бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет.

 

Проект расширил знания дошкольников о зависимости мира природы и людей, они узнали о возможности вторичного использования мусора. Теперь ребятам хочется бережнее относиться к природе, беречь и защищать ее.

 

Список литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты, эксперименты для дошкольников. М: ТЦ Сфера, 2005.

2. Рыжова Н. Н. Экологическая тропинка в детском саду.

3. М: Линка – Пресс, 2009.

4. Интернет – ресурсы.