Консультация для педагогов "Применение современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности дошкольников"

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «Сказка»

 

«Применение современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности дошкольников»

        

 

 

                                                                                                             Воспитатель:

Заяхаева В.В.

«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям».

В. Ф. Одоевский
 

Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности

- технология исследовательской деятельности

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровая технология и др.

 

Здоровьесберегающие технологии

Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии направлены на:

- обеспечение социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;

- на воспитание культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения;

- обучение здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия,сказкотерапия, психогимнастики и др.)

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей .

         

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Виды проектов:

- исследовательско-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

- ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);

- ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);

- практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);

- творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна)

Технология исследовательской деятельности

 Цель: Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии

Цель: Повышение  качества воспитательно-образовательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерных технологий.

Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

- формировать информационную культуру у детей;

- активизировать познавательный интерес;

- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

 

Личностно - ориентированная технология

Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Принципы личностно-ориентированных технологий

- Построение доверительных отношений с малышом.

- Общение с ребенком на равных.

- Уважение личности и достоинства маленького человечка.

- Построение обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка. Так называемая «уравниловка» просто напросто недопустима – она противоречит основному принципу личностно – ориентированного обучения.

Игровая технология

Цель: раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.

Важнейшие функции игр:

- развлекательная (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативная: освоение диалектики общения;

- по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

- терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;

социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Эффективность использования педагогических технологий зависит не только от различий исходного уровня специальных знаний и умений разработки и реализации технологий, но и от уровня сформированности общепедагогических умений, методологической культуры, профессионального развития педагогов в целом. Это предполагает индивидуализацию и дифференциацию обучения и по содержанию, и по его организации.

 

Литература:
1. Атемаскина Ю.В. Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.

2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

3. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Мозаика-Синтез, 2008.

5. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.

 

 

 


 

 

Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника»

 

Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника».

 

Воспитатель: Заяхаева Валентина Валерьевна

 

     При общении ребенка с природой часто возникают противоречия. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявленной жестокостью и равнодушием. Так, дети отрывают насекомыми крылья, отрывают дождевых червей. Из-за сиюминутной прихоти дети ломают ветки деревьев, кустарников, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветущие растения, топчут газоны. При этом дети не расценивают свои действия как нежное зерно.

     Почему же это происходит? Это связано, прежде всего, с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. Самостоятельно, например, дошкольникам трудно увидеть, что окружающие виды жизни понимают, что они, как и другие живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются.

    Поэтому на помощь ребенку приходят взрослые, а в детском саду, конечно же, воспитатель, который помогает разобраться ребенку во всем многообразии окружающего мира.

    Хочу поделиться опытом своей работы в этом направлении, а именно, что я делала, чтобы взаимодействие с окружающей средой способствовало формированию у дошкольника доброжелательного и соблюдало к ней отношение.

     Во-первых, старалась сама быть носителем культуры и своим поведением и действиями сформировала образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрировала необходимость и первоначальность всего того, что происходит на глазах у детей.

     Во – вторых, научила детей сопереживать и прививала им эмоционально-позитивное отношение к природе. Ведь эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоте и уникальности, а также в сочувствии тем, кто попал в беду, ребенок он как бы «заряжается» нашими эмоциями. Поэтому я каждый раз, при любом удобном случае, восхищалась множеством объектов и явлений, находила даже самый неприглядный, при первом взгляде на объект природы и восхищалась им. Например: удивилась синему небу, белым облакам и ярким звездам, красивой мотыльку и длинному червяку, пробившейся сквозь асфальт травке и т.д. Восхищалась добрыми поступками людей, возникала радость от хорошего самочувствия живого существа и мысли «заразить» этих детей. Обязательно при возможности вставила поэтическое слово, поэтическое слово в сердце ребенка всегда остается нестираемым следом.

     В-третьих, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребенок взаимодействовал с природой западной негативной окраской.

     И если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить предметы природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно, выстраивают свое отношение к ним. В результате вместо накопления позитивных эмоций – удивления (например, как интересно кузнечик приспособился к окружающей среде), сопереживания (например, попавшего в беду жучку) – ребенок знаком, опыт равнодушного или даже бессердечного отношения к неприятным, на его взгляд, объектам.

     Следующий момент — приобщение детей к труду.

 

     Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка, так как труд в уголке природы или на отделении детского сада способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека.

     В процессе труда на природе у детей накапливаются знания о растениях, о животных (внешний вид, способ передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся соблюдать связь между условиями, образом жизни животных в природе и методами ухода за ними в уголках природы.

     При осуществлении экологического воспитания старалась соблюдать интегрированный подход, который предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, изучения, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игр, театрализованной деятельности и т.д. Именно такой подход, по моему мнению, представляет собой экологизацию различных видов деятельности ребенка.

     Работа с родителями.

 

     Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

     Работу с родителями провожу в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия. Приглашаю их на занятия, вывешиваю много наглядного материала, выпускаю буклеты на тему бережем и охраняем природу.

     Теперь рассмотрим вопрос, как же следует организовать эту деятельность в разных возрастных группах, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей?

     В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? (Осматривает растения.) Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку лейку, в которой немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок много воды, пей сколько хочешь и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

     В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

     В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей усиливается, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнат природы, участков, развивают в детях равенство, душевность и невнимание вообще к жизни как уникальные ценности.

     Вот, по-моему, основные условия, которые необходимы для экологического воспитания детей.

 

 


 

Сценарий развлечения "День космонавтики" в младшей группе

Сценарий развлечения «День космонавтики»

для младшей группы

 

Игровую комнату украшают блестящими звездами, фигурками планет, плакатами, рисунками.

Цели:

- Дать детям представление о космосе и о первом космонавте Ю. Гагарине. Развивать интерес к космонавтике.

- Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

- Воспитывать желание быть сильными, смелыми. Формировать здоровый образ жизни. доставить радость детям.

- Активизировать словарь: космос, космонавт, скафандр, ракета.

Оборудование: портрет Ю. А. Гагарина, картинки с изображением планеты Земля, космического спутника и корабля, собак Белка и Стрелка;

Предварительная работа: беседа на тему “Космос”, ознакомление с книгами о космосе; рисунки о космосе.

Ведущая: Ребята, сегодня мы отмечаем большой праздник – День космонавтики. Много лет назад первый советский космонавт Юрий Гагарин полетел покорять космос. С того времени волшебное пространство, где есть звезды, планеты, кометы, покорилось человеку.

Раздается стук в дверь.

Ведущая: Кто бы это мог быть? Ребята, мы кого-то ждем в гости?

Открывает дверь, на пороге стоит инопланетянин.

Инопланетянин: Здравствуйте! Можно зайти?

Ведущая: Друзья, пустим инопланетянина?

Дети (хором): Да!

Инопланетянин заходит и говорит: Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Какие вы красивые, нарядные, веселые! Я пролетал на своей космической тарелке мимо и решил к вам заглянуть. Вы рады меня видеть? А что за праздник у вас сегодня?

Ведущая: Мы отмечаем День космонавтики.

Инопланетянин: Так это и мой праздник! Я ведь тоже космонавт, раз летаю в космосе. А вы хотели бы стать космонавтами?

Дети: Да!

Инопланетянин: Тогда нужно развивать физическую силу, ведь космонавты должны быть очень сильными и ловкими.

Ведущая: Правильно, молодец, становитесь- ка, ребята, по порядку на веселую зарядку (дети рассыпаются горошком под музыку, и выполняют разминку по показу инопланетянина).

Разминка- космодром

Все готово для полета--- руки вперед, вверх

Ждут ракеты всех ребят---руки вместе над головой

Мало времени для взлета---шагаем на месте

Космонавты встали в ряд----прыжок, руки вверх, хлопок

Поклонились вправо, влево, ---наклоны

Отдадим земле поклон---наклоны вперед

Вот ракета полетела--- прыжки на двух ногах

Опустел наш космодром---присели

Инопланетянин: Значит к старту все готовы.

Дети: Да

Инопланетянин: Пристегнуть ремни. Включить зажигание.

Дети: Есть (имитация).

Инопланетянин: Начинаем отчет- 1, 2, 3, 4, 5 – пуск (имитация нажатия кнопки большим пальцем, руки вперед, полетели, изображая ракету, звучит музыка «Земля в иллюминаторе») полетели. Как проходит полет?

Дети: Хорошо

Инопланетянин: 5 минут полет нормальный. (Когда закончилась музыка, дети бегут на ковер) Вот ребята наша первая остановка — луна, но посмотрите лунатики так здесь намусорили, поможем им навести порядок, ведь вы умеете это делать (по полу разбросаны комки сжатой бумаги).

Ведущая: в руки швабры мы возьмем, Мусор весь мы уберем.

Инопланетянин: для этого задания мне нужны самые, сильные, ловкие, смелые. Что у вас все такие, тогда вы все будете космическими уборщиками. По моей команде, нужно весь мусор убрать в корзину, готовы.

1) Игра «Космические уборщики»

Инопланетянин: тогда начинаем отсчет 1, 2, 3, 4, 5, начинай (звучит веселая музыка) после игры садятся на стулья.

Инопланетянин: Какие вы молодцы, все знаете, сразу видно, что вы настоящие космонавты. Тогда движемся дальше, чтобы попасть на другую планету, нужно пройти по звездной дорожке, надо выложить звездочки друг за другом. Готовы.

Дети: Да

Инопланетянин: а помогут мне в этом девочки, умницы, красавицы. Какие молодцы, а теперь все встаем становимся дружно друг за другом, и идем по нашей звездной дорожке которая называется млечный путь (звучит музыка «Земля в иллюминаторе»).

Ведущая: Чтобы дальше нам отправиться в полёт, предлагаю пройти испытание. Только сильных звездолёт может взять с собой в полёт. Проведём испытание на ловкость, быстроту и находчивость. Сможем ли мы дружно выполнять разные поручения? Разделимся на две команды.

2)Игра-эстафета «Передай шар над головой»

Воздушный шар дети стоят спиной передают над головой.

3) Игра «Построй ракету»

Дети выстраиваются в 2 колонны, у каждого в руках по кубику, у последнего ребёнка конус. По сигналу ведущего первые игроки бегут к установленному месту и ставят кубик, бегом возвращаются обратно и т. д. Пока не построят из кубиков ракету.

Выигрывает та команда, игроки которой раньше выполнят задание.

Все садятся на стульчики.

Ведущая: Молодцы, вы доказали, что вы дружные ребята. Теперь полетим дальше.

Инопланетянин: И вот мы с вами прилетели на планету, которая называется Марс, я знаю, что марсиане любят танцевать, а вы любите?

Ведущая: Ребята, а давайте покажем, как мы умеем танцевать и станцуем веселый танец.

Инопланетянин: Вот какие умницы, а теперь я приглашаю вас отдохнуть на звездной поляне. После игры дети садятся на ковер вокруг инопланетянина.

Дидактическая игра "Семейка слов".

Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».

• Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)

• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)

• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

Ведущая: Молодцы! Вы сегодня много узнали о космосе, космонавтах, о нашей планете и я думаю, что вас можно зачислить в отряд космонавтов.

Инопланетянин: У вас так здорово, что не хочется и уходить, но мне уже пора, жду вас к себе в гости, а это вам от меня угощенье, до-свиданья детвора. (Под музыку уходит)

Ведущая: а нам нужно возвращаться домой в наш детский сад, садимся на наши волшебные стулья космические корабли, закрываем глазки и полетели. (Звучит музыка «Земля в иллюминаторе») Вот мы и вернулись на землю в свой любимый детский сад. Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да

Ведущая: а что именно? (ответы детей)

 

А теперь угощенье и дискотека. Праздник окончен. (музыка Барбарики)

 

 

 

Конспект НОД по развитию речи в мл. группа "В гостях у Мишутки"

Конспект НОД по развитию речи и художественно-эстетическому развитию 

в младшей группе «Капелька»

«В гостях у Мишутки»

Цель занятий :

Создание условий для  развития речи у детей младшей группы  с помощью использования художественного слова, пальчиковых игр и т. д. д. д.   

Интеграция регионов:  «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Задачи :


Речевое развитие: - Обогащать словарный запас детей. - Развивать активную речь детей. -

Стимулировать речевое развитие, через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.

 

Художественно-эстетическое развитие: -Развивать устойчивость слухового внимания, обучать элементарным способам игры на встроенных инструментах  (погремушки) ; - Способность получать полученные эмоции в процессе овладения основными приемами лепки, совершенствуя зрительно-двигательную координацию.

 

Познавательное развитие: - Учить детей различать животных по их следам - Развивать любознательность, память и мышление детей.

Социально-коммуникативное развитие: - Побуждать детей активно и доброжелательно, общаться с педагогом в режиме игрового действия  и познавательных задач. - Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу. - Воспитывать бережное отношение к животным;

Физическое развитие: - Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом. - Воспитывать желание заниматься физкультурой.

Инвентарь : медведь, шишки, полукруги красного цвета, накидка для игры  «Прятки» , погремушки, пластилин красного цвета.

 

Ход :

(Дети входят в  группу)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли  гости . Они будут смотреть, как вы умеете играть, веселиться; какие вы все красивые, хорошие. Давайте с ними поздороваемся!

Воспитатель : А вы любите ходить в  гости ? Мы с вами сегодня тоже пойдем в  гости .

Игра :

По ровненькой дорожке шагают наши ножки,

Вот так, вот так.

По ровненькой дорожке бегут наши ножки,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А теперь по камешкам прыг-скок, прыг-скок!

(прыжки на двух ногах)

Мы пришли!     (стоп)

Речевая игра :

На полянке за кустом я увидела чей-то дом.

В доме Мишка живет, он ребят к себе зовет.

Воспитатель : Мы пришли в  гости к мишке , его зовут  Мишутка . Какой он мягкий, приятный на ощупь! Что нужно сделать при встрече? Поздороваться! Давайте поздороваемся с  Мишуткой .

(Дети по очереди здороваются с  Мишуткой , называя свое имя)

-Здравствуй,  Мишутка!

- Посмотрите, ребята, у медведя есть глазки? А у вас есть глазки? У медведя есть носик? А у вас, где носик? У медведя есть ушки? А у вас, где ушки? и т. д. (дети называют и показывают  части тела) .

- Ой, ребята, а  мишутка  хочет мне что-то сказать на ушко. Да,  Мишутка хочет играть ! Поиграем с ним?

 Дети: -Да.

 

 Логоритмическая игра:  « Мишка » .

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поэт.

Вдруг упала шишка прямо в лоб.

Мишка рассердился и ногою - топ!

(дети выполняют движение в соответствии с текстом)

Воспитатель Мишутка  так много шишек набрал в корзинку, посмотрите! (нечаянно рассыпать шишки на полу) . Ой! Шишки все рассыпались! Давайте соберем их, чтобы Мишка не расстроился. Берите шишки и кладите их в корзинку. Шишки твердые, колючие! Вот большая шишка, а вот маленькая! дети выполняют инструкцию и называют признаки своей шишки: твердая, колючая, коричневая, большая, маленькая).

Воспитатель : Пока  Мишутка  собирал с нами шишки, он устал! Давайте посадим его себе на ладошку и поиграем с ним.

Пальчиковая игра  « Щекоталка » .

С медвежонком мы вдвоем

Погулять сейчас пойдем.

(перебираем указатель и нажимаем кнопки на ладошке)

Мы побегаем немножко

И сердито топнем ножкой.

(ударяем указателем по ладошке)

А потом мы в лес пойдем – ягодок там на беременна.

Раз, два три, четыре, пять-

Будет мишка щекотать!

(загибаем пальчики под счет)

(проиграть на обеих ладошках) .

Воспитатель Мишутка наш проголодался . Чем можно накормить  мишутку в лесу (ответы детей)  Давайте соберем ягоды для мишки?

Дети идут под музыку на полянке, где рассыпаны половинки кругов  (ягод) .

Дидактическая игра  «Половинки» .

А теперь дети, давайте соберём ягоды из двух половинок.

Воспитатель : Вот какие ягоды мы  собрали для Мишутки ! Они вкусные, сладкие! А какого они цвета  (ответы детей).  Сколько ягод вы  собрали Мишутка доволен!

Посмотрите, что нам принес  Мишутка . (Дети достают из корзинки погремушки

Комплексная игра  « Погремушечка » .

Дети выполняют движение в соответствии с текстом.

Погремушка, погремушка,

Музыкальная игрушка.

Хочешь сразу двумя возьми,

И греми, греми, греми.

Спрячь за спину погремушку,

Отдохнут от шума ушки,

На соседку посмотрели,

И тихонько помолчи  (2р.)

Воспитатель : Какие молодцы! Как весело играли с погремушками, а теперь давайте их соберём. Какие интересные игрушки дал нам  Мишутка ! Понравились они вам? И мне понравились - звонкие, разноцветные, красивые! Может, и мы сделаем для  Мишутки подарок ? Подарим ему картину с рябиной, он повесит ее у себя в домике и будет с ней любоваться!

 

 Изобразительная деятельность: Лепка  «Рябинка» . 

Воспитатель :. Теперь мы с вами будем лепить ягодки из красного пластилина. Нужно взять кусочек пластилина и отделить маленькие кусочки, разложить их по ладоням и прижать ягодку к веточке рябины.

Воспитатель : Какая картина у нас красивая получилась! Мишутка говорит детям «спасибо»   за такую красивую картину. 

(Дети садятся на стульчики)

Педагог : Молодцы, ребята! Мишка так рад, что  сегодня пришли мы к нему в гости . Ему очень понравилось,  как вы играли : и с шишками, собирали ягоды, с погремушками плясали, и слепили красивую картину "Рябину". Вы - Молодцы!

- Давайте погладим себя по головешке и, скажем «Я - Молодец» !

- Мишке всё понравилось.

- Давайте скажем мишке  «Спасибо»  и  «До свидания» . В следующий раз пойдем снова в  гости к мишке ?

Дети: Да!

 

 

 

 

Сценарий праздника "День смеха" во второй группе раннего возраста

Сценарий праздника «День смеха»

во второй группе раннего возраста

Цель : создание атмосферы  праздника . Формировать потребность в общении со сверстниками, социальными контактами, развивать способность к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Задачи : формировать у детей навыки и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, формировать положительные эмоции, умение участвовать в конкурсах, играх и забавах. Развивать чувство юмора, расширять кругозор, внимание и память. Воспитывать у детей умение действовать в коллективе.

Предварительная работа : чтение загадок о животных, беседа, что такой  день смеха , как его отмечает.

Словарная работа : мартышки, цепочки, животные, воздушные шары.

Материал : шары на открытом воздухе, корзина, большие кубики, стулья, мыльные пузыри, костюм клоуна.

Ход мероприятия.

(дети сидят полукругом тут вбегает под музыку  (цирк, цирк, цирк.)

Клёпа :

Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки!

Я пришё л вам сказать :

«Можно  праздник начинать

Всех вас без исключения

Ждут сегодня приключений!

Будем в игре играть,

Будем петь да плясать.

Угадайте, кто я такой!

- Правильно, я клоун:

-Я насмешник и потешник, весельчак и балагур!

Друзья все Клёпою меня зовут! Запомнили? А ну-ка,  повторите все хором .

- Молодцы! А вас как зовут? давайте все вместе, дружно назовём своё имя! Готовы? Раз, два, три, свое имя назови!

(Все дети одновременно называют свое имя.)

- Ой, кто-то забыл свое имя. Давайте-ка еще разок все вместе - три-четыре… Вот это другое дело! Вот и познакомились.

- А вы знаете, почему я к вам пришел?

- Конечно! Сегодня  день смеха , это, так сказать, мой профессиональный  праздник . Ведь моя профессия – это веселить всех вокруг.

- А вы, ребята, любите  смех , веселье, шутки?

А вы любите играть? Теперь узнайте!

№1

Клоун : я сейчас буду загадывать загадки, а вы подумайте и ответите, хорошо  (да)

Клёпа :

1. кто раскрыл большую рот, верно это? (бегемот)

2. Прыгает и прыгает бойко, очень любит он морковку? (заяц)

3. Щетинится иголками, а прячется под елками? (еж)

4. молоко дает нам снова, называется? (корова)

5. хитрая бесстыжая, да еще и рыжая?. (лиса)

6. он в поросятах знает толк, злой зубастый серый  (волк)

7. большущий, косолапый, сосет в берлоге лапу, и умеет он реветь, а зовут его…. (медведь)

8. на чужих сердито лает, а грабителей кусает…. (собака)

2

Клёпа : молодцы все – как вы знаете, давайте с вами поиграем в игру  «задуй шар»

Игра  «задуй шар»  (на полу отпускают шары и недалеко от них обручи, ребята ползут на коленях и пытаются задуть шар в обруч)

№3

Конкурс  «Найди туфельку»

Две команды, состоящие из 5 игроков, снимают свою обувь и собирают в одной комнате примерно за 10 шагов до них самостоятельно. Обувь должна быть хорошо перемешана, чтобы издалека никто не смог распознать именно свою.

Обе команды выстраиваются в очередь, и первый игрок в очереди бежит к куче и ищет свою обувь. Как найдет, одевает ее и бежит обратно в свою коллегию. Следующий в очереди игрок проделывает то же самое, и так до того момента, пока все члены команды не окажутся вновь обутыми.

№4

Клёпа :

все шары задули в обручи, а теперь поиграем в игру  «мартышки» .

Игра  «мартышки»  (клоун говорит слова, а дети осуществляют движение)

Клёпа :

мы веселые мартышки,

мы играем слишком громко.

Мы в ладоши хлопаем,

мы ногами топаем,

надуваем щечки.

Скачем на носочках

и друг друг даже, языки, например.

Дружно прыгнем к потолку,

пальчик поднесем к виску,

оттопырим ушки.

Шире рот откроем, гримасы все состроим,

как я скажу цифру 3, все с гримасами замри!

Клёпа :

Всем отомри, я решил побыть строителем, и вы тоже будете вместе со мной строителями, давайте построим из кубиков длинную, предлинную дорогу.

№6

Упражнение  «построй дороги»  (дети вместе с клоуном построй дорога из кубиков)

Клоун : дорогу мы построили, а теперь пройдем по ней.

Упражнение «пройди по дороге» (дети идут друг за другом по  «дороге» )

№7

Конкурс  «Кто быстрее поймает пузыри» .

Ловим маленькие пузыри.

Итог.

Клёпа : Ребята вы все сегодня так повеселились на нашем  празднике ! Я вам открою секрет. Я не один, со мной приехала машина, полный угощений, вот она  (клоун вывозит машину, а в кузове оставляет конфеты) . Угощайтесь, вы уже устали, надо бы и подкрепиться  (клоун раздает конфеты) .

Клёпа : Ребята, вам понравилось играть со мной? (ответы детей) . Вы сегодня и с шарами играли, и дорогу построили, молодцы, ну а мне пора обратно в цирк, до свидания ребята  (дети прощаются с клоуном)

 

 

 

 

Проект "Малыши- крепыши!" в младшей группе -

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

 

                                    Социально-значимый проект

«Малыши-крепыши»!

в младшей группе "Капелька"

 

Тема проекта : «Малыши – крепыши»!

(создание условий для здорового образа жизни в младшей группе «Капелька»)

 

Вид проекта: обучающий, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 месяца) январь-март.

Участники проекта: дети младшей группы, педагоги, родители.

 

Актуальность проекта:  

     В общей системе всестороннего и гармонического развития человека особое место занимает воспитание детей младшего дошкольного возраста.

     Именно в дошкольном детстве закладываются основы основ здоровья, обеспечения социального развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физического тела.

Многие родители, к сожалению, недооценивают значение физического развития для полноценного развития ребенка, нанося тем самым непоправимый вред его здоровью. 

     Родители не занимаются физическими упражнениями совместно с ребенком, не играют со своими детьми в подвижные игры. Ведь правильно организованные подвижные игры и физическая нагрузка укрепляют здоровье детей, закаливают организм, способствуют развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные моральные качества, являются замечательным активным и разумным отдыхом.

     Такова была идея проекта: посредством тесного взаимодействия с семьями воспитанников расширить представления детей о физкультуре, культурно-гигиенических навыках, здоровом образе жизни, повысить интерес родителей к совместным с детьми играм, показать важное здоровьесберегающее значение физкультуры в жизни ребенка.

Дошкольный возраст является важным этапом в обеспечении здоровья ребенка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается увеличение количества случаев заболеваемости, что требует использования современных, новых подходов воспитательно-оздоровительной работы.

 

Цель проекта:

     Создание условий для здорового образа жизни детей младшей группы.

Довести до сознания родителей соблюдение здорового образа жизни для детей.

 

Проблема: 

Родители недостаточно заботятся о здоровье детей, не соблюдают контрастный режим дома. Имеют недостаточные знания о том, как обычно проводятся мероприятия в период зима – весна. 

Следовательно, мы считаем, что одной из наиболее важных и важных проблем является состояние здоровья детей. 

Вырастить главное здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.

 

Задачи проекта :

 

Воспитательные:

• Формировать потребность в ежедневных физических упражнениях;

• Всестороннее развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое).

 

Обучающие: 

• Повысить интерес детей к здоровому образу жизни через другие формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.

• Содействовать достижению прогресса в развитии детей.

• Способствовать становлению и обогащению машинного опыта.

 

Развивающие: 

• Развивать физические качества.

• Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

 

Ожидаемые результаты:

 

• У детей будут привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания, привычка к аккуратности и чистоте. 

• Появляется интерес и потребность в ежедневных беседах о здоровом образе жизни и о нововведениях полезной пищи для здоровья человека. 

• Сохранение и надежность здоровья через систему комплексной  физкультурно – оздоровительной работы.

• Повысится интерес и активность родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации к здоровому образу жизни. 

• Восполнение здоровьесберегающей среды в группе, обеспечение  комфортного пребывания ребенка в ДОУ.

 

План

 

Содержание работы:

 

1. Тематическая беседа «Наши верные друзья». Пальчиковые игры. «Этот пальчик», «Зонтик», «Весёлые мишки», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» и рассматривание картин «Дети делают зарядку».

2. Игры для профилактики осанки: «Походи босиком» по массажным дорожкам. 

3 . Пальчиковая игра: «Водичка – водичка».

4 . Подвижные игры «Курочка – цыплята», «Зайка серенький сидит…»

5 . Чтение Г. Зайцев «Дружи с водой», загадки и пословицы о здоровом образе жизни.

 

1. Пальчиковые рисунки «Умывание», «Я сам».

2. Закаливающие мероприятия «Если хочешь быть здоров – закаляйся»; ходьба босиком по рестойбри доске, терраса с ванной.

3. Тематическая неделя «Зимние развлечения»; «У солнышка в гостях».

4. Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики».

5. Лепим угощения для зайчиков.

 

1. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Воробушки и автомобиль».

2. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик».

3. Игра «Ветерок» (на развитие речевого общества).

4. Игра проводится по плоскостопии «Идём по ребристой доске».

5. Консультация для родителей «Если ребенок заболел. Лечимся играя».

6. Раскрасим мяч нетрадиционной техникой рисования (ватными палочками).

 

1. Игры проводятся по плоскостопии «Иди по ребристой доске», «Кач – кач».

2. Подвижные игры «Курочка – Хохлатка», «Зайцы и медведь».

3. Дидактическая игра «Кукла купается».

4. Оздоровительная игра «Заинька попляши».

5. Консультация для родителей «В детский сад – как на праздник».

6. Рассмотрение предметных картинок о спорте «Чтоб быть здоровым, всегда нужно заниматься».

7. Украшаем мишку спортсмена (лепка)

 

1. Игра-экспериментирование «Грязные и чистые руки».

2. Подвижные игры «Снежинки». «Санки».

3. Подвижные игры «Курочка – Хохлатка», «Воробушки и автомобиль».

4. Оздоровительная игра «Найди пуговицу».

5. Консультация для родителей «Соблюдение режима питания».

6. Рисунок «По ровненькой дорожке шагают наши ножки»

 

1. Привлекать родителей к изготовлению: массажных дорожек, мячей для метания, массажных рукавичек, тренеров из подручных материалов. Устроить конкурс на лучшее оборудование.

2. Изготовить настольную игру на дыхание «Футбол».

3. Подготовить и связать консультации для родителей: «Картотека малоподвижных игр».

4. Проведите выставку книг и тематических картинок о спорте.

 

Развивающаяся предметно-пространственная среда оформляется в соответствии с темой проекта.

  

Центр книги:

Ø Прочитать рассказ К. Чуковский «Доктор Айболит»,

Ø Выучить А. Барто «Девочка чумазая»

Ø Г. Зайцев «Дружи с водой», загадки и пословицы о здоровом образе жизни

Ø Чуковский «Мойдодыр»

Ø «Чтоб быть здоровым, всегда нужно заниматься»

Ø «Полезная пища».

Ø «Мой любимый вид спорта»

 

Центр физкультуры:

Ø Играйте в подвижные игры «Курочка и цыплята», «Лиса и зайцы», «У медведя во бору», «Воробушки и автомобиль».

Ø Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

Ø Игра «Ветерок» (на развитие речевого общества)

Ø Игра «Зайчик беленький сидит»

Ø Закаливающие мероприятия «Если хочешь быть здоров – закаляйся»; ходьба босиком по рестойбри доске, терраса с ванной.

Ø Тематическая неделя «Зимние развлечения»; «У солнышка в гостях»

 

Центр экспериментирования:

Ø Игры с водой

Ø Купание кукол

Ø Игра - экспериментирование «Грязные и чистые руки».

Ø Игры по развитию дыхания «Кораблики» «Волшебные пузыри»

 

Центр игры:

Ø Сюжетная игра «Семья», «Строители».

Ø Спортивное развлечение «В гости к Мишутке»

 

Центр музыки:

Ø Прослушивание и исполнение под музыку-зарядку для пальчиков, игры с погремушками.

Ø Музыкальная игра «Где же наши ручки»

Ø Музыкальная игра «Лошадка»

Ø Музыкальная игра «Жук»

 

Центр искусства:

Ø Раскрасим мяч нетрадиционной техникой рисования (ватными палочками)

Ø Лепим угощения для зайчиков

Ø Лепка «Весёлые мишки спортсмены»

Ø Рисунок «По ровненькой дорожке, шагают наши ножки»

 

Взаимодействие с семьей:

Ø Совместно с родителями и педагогами завершить физкультурный уголок

Ø При предоставлении родителям в изготовлении: массажных дорожек, мячей для метания, массажных рукавичек, тренажёров из подручных материалов, флажков, верёвочек, косичек, ленточек.

 

Ø Изготовить настольную игру на дыхание «Весёлый клоун».

Ø Подготовить и связать консультации для родителей:

Ø «Картотека малоподвижных игр».

Ø «Закаляемся дома».

Ø «Картотека мобильных игр»

Ø «Удобная обувь, одежда».

Ø  «Потешки для игр и умывания».

Ø  «Картинки видов спорта».

Ø  «Спортивные развлечения в семье»

• Папки – передвижки:

Ø «Если дети часто болеют. Иммунитет».

Ø «Воспитание культурно – гигиенических навыков»

Ø «Зимние игры забавы».

 

     Мной разработан этот проект с целью сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычек к здоровому образу жизни. 

     В рамках всего проекта с детьми проводят тематические беседы «Наши верные друзья», «Если хочешь быть здоров…».

 

Ожидаемые результаты:

          - нетрадиционные методы помогают детям в игровой форме освоиться с навыками формирования ЗОЖ; -повысится интерес детей к физическим рисункам; сформированность у детей стойкая установка на здоровый образ жизни;

          -дети самостоятельно начинают инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах;

          -выйти за рамки традиционных форм и методов организованной и художественной деятельности, с  удовольствием рисуют, используя нетрадиционную технику рисования, лепет, играя в разные игры.

         -информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по международному воспитанию, вызвать интерес к решению вопроса;

         -родители обеспечивают необходимые знания об уровне физического развития своих детей, а также облегчит общение родителей и педагогов ДОУ. Обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и детском саду, а значит, повысить эффективность работы детей по оздоровлению.

 

Воспитательная ценность:

• У детей значительно снижается интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процессах.

 

Познавательная ценность:

• У детей повышаются знания об инновационности образа жизни.

• Расширилось представление о закаливающих мероприятиях. 

• У детей есть интерес и желание выполнять различные рисунки.

• С удовольствием примите ванну на террасу и пройдите босиком по «тропе здоровья» — ребристой доске, играя с водой.

• Дети стали реже болеть.

• Дети самостоятельно проявляют инициативу: проектируют, прыгают,

играть с мячом, ползать, лазать.

  

Перспектива:

• С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжить системную работу в данном направлении через создание и внедрение новых партнерских проектов, а также использование интегрированного адаптера в этом направлении.

 

Список литературы:

1. Программа развития «Школа здорового человека», авторы Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко; Москва 2006г.

2. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008г.

3. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.

4. Система оздоровления дошкольников «Здоровячок», авторы Т.С.Никонорова, Е.М. Сергиенко, Воронеж 2007г.

5. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о  ЗОЖ у дошкольников», Москва 2010.

6. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».

7. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», автор А.П.Щербак.

8. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н.С.Голицына, И.М. Шумова.

9. Программа «Здоровый малыш» под редакцией З.И. Бересневой, Сфера, 2004.

10. Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», Сфера, 2006.

 

 

 

 

Проект в средней группе "Осень-дивная пора"

Проект в средней группе "Гномики"

 

«Осень – дивая пора»

 

 

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы

                                                                  с безграничным богатством взглядов, с неисчерпаемой                                                                       реальностью. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с первых лет развития в детях умение созерцать,  пользоваться этим, смотреть на нее и слушать.

Сухомлинский В. А

    

 Актуальность:

     Общение с природой имеет большое значение для познавательного развития детей дошкольного возраста. Дети с удовольствием общаются с живыми существами, наблюдают за

их охотно наблюдает за растениями. Дошкольники проявляют любознательность: задают вопросы, высказывают свои мнения. Общение с природой предлагает большие возможности для развития речи, движений, воображения ребенка — это формирует для него хорошую основу.

интеллектуального развития. Детские впечатления, полученные от общения с природой, запоминаются человеком на всю жизнь – именно поэтому очень важно приводить ребенка в природу с самого раннего возраста. Осень - одно из самых красивых времен года. Эта природная красота понятна и доступна даже самому маленькому ребенку. Осень - время года, благоприятное для развития у детей, сил к наблюдению, предпосылок к явлениям природы и жизни людей, развитию воображения, для того, чтобы у детей появился эстетический отклик на красоту осени.

Цель проекта:

Формировать познавательный интерес к природе.

Задачи проекта :

1. Формирование элементарных представлений об осенних изменениях в природе (разноцветные листья на деревьях, холодно, идут частные дожди, дует ветер, листья летают с деревьев);

2. закрепление знаний об овощах и фруктах и осеннем урожае;

3. навыки распознавания деревьев и кустарников по листьям;

4. навыки владения детьми отражать влияние окружающего мира в рисунках, поделках, рассказах и творческих работах;

5. Научить источник интереса к самостоятельному наблюдению .

 

Интеллект- карточный проект:

Полное название проекта : Осень – дивная пора;

Автор проекта : Заяхаева В.В.

Вид, тип проекта : групповой, среднесрочный,

Сроки проведения : сентябрь - октябрь

Возраст детей : 4 года (средняя группа).

Формазы реализации проекта : Работа по проекту проводится: в свободной деятельности детей, в ходе НОД, в художественных играх (подвижных, пальчиковых, дидактических), при чтении.

художественной литературы и рассмотрения картинок. В группе организуются выставки творчества детей.

Продукт проектной деятельности : создание альбома детских работ «Осенние фантазии»

Ожидаемые результаты :

- у детей формируются элементарные представления об осенних изменениях в природе, формируется интерес к самостоятельному наблюдению за природой, а также желание

самостоятельно отражать свои взгляды в продуктивной и творческой деятельности.

 

Взаимодействие с семьёй :

1. Консультация для родителей «Прогулки с детьми»

2. Папка – передвижка «Осень-чудная пора»

3. Совместная деятельность родителей и детей «Что нам осенью подарила»-поделка из натурального материала.

4. Индивидуальные беседки о том, как одевать детей на осень.

 

Подготовительный этап:

1.Обсуждение темы и выбор формы проекта.

2.Подбор методического материала по данной теме.

3.Создание картотеки дидактических, подвижных и пальчиковых игр.

 

План реализации проекта :

ПОЗНАНИЕ:

1. Беседы об осени

2. Д/игры:

« Так бывает осенью или нет», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Опиши, мы отгадаем», «Дерево, кустарник, цветок», «Что сажают в огороде?», «Что где растет?», « Вкусно-невкусно»; « Детки на ветке».

3. Наблюдения:

-за цветы на клумбе;

- за ветром;

-за изменениями цвета листьев;

-за погодой в солнечный и пасмурный день;

-за деревьями их стволами;

- за птицами;

-за листопадом;

-за изменениями в природе;

-за разноцветием листьев;

-за опавшими ветками и листьями после ветра;

-за одежды людей;

- за существование природы;

- за трудом людей на участке;

- за небом и облаками

4. Экспериментирование:

- свойство изучения мокрого и сухого песка;

- изучение состояния окружающей среды в зависимости от температуры воздуха;

- движение, изучение воздуха;

- опыты с водой (запах, вкус»)

5. ФЭМП:

- «Найди листок такой же формы»;

- Собери листик из частей» ;

- «Что изменилось»;

- «Чем похожи»;

- «Когда это бывает» ;

- «Сочитай сколько листочков какого цвета»;

 

КОММУНИКАЦИЯ:

1.Рассмотрение сюжетных картинок, иллюстраций об осени»

2. Творческое повествование детей:

- «Какой овощ мне нравится и почему»,

- «Как я гулял с мамой в парке»,

- «У бабушки в деревне»;

3. Составление описательных рассказов с опорой на картинки:

- «Овоши-фрукты»;

- «Красавица осень»;

- «Что нам осень принесла»;

- «Краски осени»;

- «Мой любимый цветок»

4.Чтение художественной литературы:

- О. Бундур «Вышел дождик погулять»;

- Т. Шорыгина «В огороде репка»; «Сентябрь уборкой великой»;

-Чтение стихов А.С. Пушкина, И Бунина;

-Ю. Тувим «Овощи»;

-Чтение продолжается М. Пришвина, К. Ушинского, В. Бианки;

-Пословицы, поговорки, загадки;

- Чтение потешек, песенок;

5. Словесные игры:

- «Кто больше назовет»(приметы осени);

- «Закончи предложение»;

- «Третий лишний»;

- «Укрась словечко»;

- «Подбери слово»

6. Беседы по вопросам о времени года-осени.

 

ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

 

Рисунок:

- «Кто живет в осеннем лесу?»;

- «Яблоко- спелое, яблоко- сладкое»;

- «Кисть рябинки»;

- «Птицы улетают в дальние края»;

- «На яблоне поспели яблоки»;

- «Золотая осень».

 

Лепка:

- «Большие и маленькие морковки»;

- «Огурец и свекла»;

- «Грибы»;

- «Вот какой у нас арбуз!»;

- «Красивый листочек» (пластилинография).

 

Аппликация:

- «Грибы»;

- «Сказочный гриб»( обрывная аппликация);

- Коллективная аппликация «Сказочный лес»;

- «Осеннее дерево»( обрывная аппликация);

- «Заюшкин огород (капустка и морковка)».

 

Музыка:

-Слушание: И.П.Чайковского «Времена года»

-Разучивание песен об осени;

-Развлечение  "Осенины"

- Этюд «Танец осенних листочков»

 

СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

Сюжетно-ролевые игры:

- «Овощной магазин»;

-«Семья»;

- «Поможем доктору Айболиту вылечить медвежат»;

-Игра-имитация: «Мы- листики осенние»;

-Игры –драматизации: «Репка», «Лиса и заяц»,

Сбор натурального материала на прогулке.

В уголке природы:

Организация выставок «Что нам осень подарила», «Осенняя фантазия».

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Подвижные игры:

«Кот и мыши», «Совушка», «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике», «К названному

деревянные беги», «Найди такой листок, как на дереве», «Перелет птиц», «Зайка серый умывался».

 

Список используемой литературы:

1.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: Детство – Пресс, 2012.

2. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях», Волгоград.

3.Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа, Мозаика-Синтез, Москва 2015.

4.Лыкова И.А. Средняя группа «Изобразительная деятельность в детском саду», Изд. дом. «Цветной мир», Москва 2014.

5. Кобзева Т.Г, Холодова И.А. «Организация деятельности детей на прогулке» Волгоград.

6.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» Творческий Центр «Сфера».

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей Утренний сбор

Консультация для воспитателей по теме:

«Утренний сбор»

                                                                                                                       

      Групповой сбор или утренний круг (сбор) это время, когда дети и взрослые собираются вместе. Обычно он проходит утром, после завтрака.

     Групповой сбор – это одна из форм организации образовательного процесса совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою активность.  Утренний сбор для дошкольников – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

Основная цель: Создать эмоциональный настрой на весь день - “задать тон”.

Задачи:

1.      Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

2.      Развивать навыки (ведения коммуникации, планирования собственной деятельности и т.п.).

3.      Развивать умения “считывать информацию” об эмоциональном состоянии других людей.

4.      Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние.

5.      Развивать эмпатию.

6.      Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).

7.      Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

8.      Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

9.      Учить внимательно слушать, высказывать конструктивные отношения к высказываниям других.

10.  Учить делать выбор.

11.  Учить планировать собственную деятельность.

12.  Развивать умения договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

Структура группового (утреннего) сбора:

1.      Приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки). 1 - 3 минуты

2.      Игра (инвариант: тренинг, пение, слушание). 2 - 5 минут

3.      Обмен новостями. 2 - 10 минут

4.      Планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности). 5 - 12 минут

Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут

Примеры образовательных задач для развития детей раннего возраста:

·          Учиться делать выбор и принимать решения ( я хочу рисовать, играть )

·           Учить ставить цель (я буду строить дом)

·          Учиться говорить предложениями

·          Учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение)

·          Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми)

Примеры образовательных задач для развития детей среднего дошкольного возраста.

·         Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе.., я хочу сказать…я думаю, что)

·          Обращаться к источнику получения знаний (я узнал это из книги, из телепередачи)

·          Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи...)

·          Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора, я...)

·         Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо)

·         Сравнивать предметы (камешков пять, а шишек три; река широкая, а ручеёк узкий)

·          Анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков (если я сделаю так, то...)

·         Разрешать конфликтные ситуации (попросить, сказать о том, что не нравиться...) 

Важно помнить, что групповой сбор - это не занятие. Поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми, позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим поведением, даёт возможность влиять на текущие события и формировать будущие.

 

·          Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.

·         Установить и удерживать культурную рамку ( помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога ).

·         Демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его.

·          Стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий.

·         Предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них.

·         Помогать ребятам выбирать и планировать работу.

·          Оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.

Позывные для утреннего сбора. 

Для начала группа выбирает для себя – собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка. Позывные возможно связать с требуемой темой.

Организация круга. 

Сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках, на подушках и так далее. Каждая группа сама вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться.

Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.

Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации.

Утренний сбор начинается с приветствия.

      Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Начиная приветствие, покажите, как это делается. Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, формы приветствий разных народов. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

Используются самые разнообразные их формы:

Обратив внимание на стенд "Здравствуйте, я пришел", "Уголок именинника, "Звезда дня», "Мое настроение" и т.д.

     Также стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день.

Следующий этап утреннего сбора – игра (песенка)

На этом этапе дети поют групповую  песенку или проводятся игры:

пальчиковые игры («Домик», «Кошка и мышка», «Гроза»);

словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение»);

игры-фантазии («Творческая ошибка», «Оживление предметов», «Конструирование загадки»);

игры-цепочки и т. д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.

Новости.

      Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

      Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим).

На утреннем сборе происходит общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Здесь очень важно вводить различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня и следить, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

Динамическая пауза.

Динамическую паузу лучше проводить также в соответствии с тематическим проектом

Планирование дня

     Этот этап утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Приветствуются различные презентации какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи).

     Предоставление права выбора центра активности – презентация педагогом деятельности в центрах активности, а дети делают выбор центра, в котором они будут заниматься.. Проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня.

Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения.

Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а также заставляет требовать выполнение правил другими детьми.

     Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас.

У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируется нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

       Утренний сбор, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

 

Варианты игровых ситуаций, служащих основой для группового сбора и позитивного настроения.

 

" День улыбок "

Этот день в группе начинается с рисования улыбок :

- маминой помадой на стекле

- красками на воздушных шариках, бумажных тарелках и стаканчиках.

В центрах активности детям предлагается найти самую удивительную улыбку (для этого понадобятся фотографии улыбающихся людей, животных; фотоаппарат для фотосессии, зеркала для практики)

В центре музыки самостоятельно или вместе  с музыкальным руководителем можно послушать аудиозапись песенки или разучить её.

В центре театрализации/книги - устроить весёлое представление.

В центре игры - организовать любимые игры под музыку.

День "Переучёта"

Пришёл день, когда нужно пересчитать всё, что есть в групповой комнате:

- игрушки,

- шарики в бассейне

- фломастеры в коробках

Во время группового сбора эта работа будет спланирована и распределена между участниками. В конце дня самым усердным счетоводам выдаются дипломы.

" День, когда всё наоборот "

Детям предлагается потрудиться над путаницами, а также:

- послушать " Путаницу" К.Чуковского в аудиозаписи или живом чтении;

- распутать " самую запутанную путаницу " (для этого используются любые основы с отверстиями, шнурки, тесьма или ленты)

- запутать её снова, чтобы было что распутывать другим детям

Во время группового сбора воспитатели могут предложить игры с клубками, словесные игры - перевёртыши, а в Центрах активности детей будут ждать лабиринты, танграмы, задания на сообразительность.

" День сказки "

В этот день с самого утра предстоит наряжаться и " превращаться " в различных сказочных персонажей, а значит и вести себя так, как это делал бы выбранный герой, говорить и действовать от его имени.

Упражнение «Приветствие»: Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, передает игрушку и приветствует его (ее): «Доброе утро, Маша! Я рада, что ты сегодня с нами».

«Новости выходного дня» (ты катись веселый мячик быстро, быстро по рукам; у кого веселый мячик, тот сейчас расскажет нам).

- Дети, я очень хочу поделиться с вами своей (радостной) новостью: «У меня дома, вчера расцвёл очень красивый цветок и мне он нравится. А какие новости у вас?

Обмен информацией.

- Что же у нас за окном? Какой мелкий, моросящий дождик. Серые и низко проплывающие тучи. Сегодня среда, 8 октября. Октябрь – это осенний месяц.

- Сколько сегодня нас в группе? Девочек? Мальчиков?

Проблемная ситуация. «Дети пришли в гости поиграть с другими детьми, игрушки разбросали и не прибирают».

Примерный ход утреннего сбора:

- Дети, представьте, что я корреспондент детского журнала “Радуга”. (Вводится микрофон) По очереди обращаясь к каждому ребенку, задаю вопросы:

- Что ты хочешь сегодня сделать?

- Когда у тебя появилась эта идея (замысел)?

- Что тебе нужно для выполнения своей идеи?

- Где это можно найти?

- С чего ты начнешь?

- Тебе нужны помощники?

- Кого бы ты хотел видеть своим партнером?

- Как вы распределите свою работу? И т.п.